English  |  Русский

Декоративно-прикладное искусство

Большой дом усадьбы Архангельское - одна из главных достопримечательностей музея, образец интерьера русского классицизма. На протяжении более чем полутора веков предметы обстановки конца XVIII -1-й пол,. XIX столетия не покидали своих мест. Многие изделия, неразрывно связанные с интерьерами дворца, одновременно являются уникальными произведениями искусства.

Мебель из карельской березы и тополя. Россия. I- я четверть XIX в.
Мебель из карельской березы и тополя. Россия. I- я четверть XIX в.

Собрание декоративно-прикладного искусства очень разнообразно по составу и назначению предметов: мебель и кареты; светильники и часы; фарфоровая и оловянная посуда; настольные украшения и каминные приборы; старинные пушки и декоративные изящные туалетные принадлежности; шпалеры, ковры, коллекция обивочных тканей; образцы дворянского и народного костюма.

Широко представлены различные материалы и техники изготовления произведений декоративно-прикладного искусства: различные породы дерева в сочетании с резьбой, позолотой, инкрустацией и росписью; металл литой и кованый, декорированный позолотой и благородной патиной; резной цветной камень; керамика разных видов: фарфор, фаянс, майолика, гончарные изделия; а также стекло; кожа; ткани; папье-маше.

Коллекции музея позволяют судить о художественных достижениях и высоком техническом уровне, мастерстве русских, восточных и западноевропейских художников-прикладников XVII - 1-й пол. XIX веков.

Самая многочисленная - коллекция керамики, насчитывающая более 2 ООО предметов. Ее временные рамки весьма широки: от IV в. до н.э. до нач. XX столетия. Одним из наиболее редких экспонатов является античная лекана IV в. до н.э. с краснофигурной росписью. В собрании хранятся образцы яркой красочной майолики из Италии XVI - XVII столетий: блюдо мастера из Урбино и венецианский аптечный сосуд - альбарелло. Среди фарфоровых изделий Китая и Японии выделяются несколько редких по полноте комплектов декоративных ваз работы японских мастеров XVII - нач. XVIII века.

Три вазы из декоративного ансамбля. Япония. XVII в.
Три вазы из декоративного ансамбля. Япония. XVII в.

Большую часть коллекции составляют изделия русских и европейских заводов XVIII - XIX вв.; Мейсена, Вены, Севра, частных заводов Парижа, Берлинской фарфоровой мануфактуры. Преимущественно - образцы чайно-кофейной посуды и предметы столовых сервизов, фарфоровые светильники, декоративные украшения и мелкая пластика.

Русская керамика в составе коллекции - это посуда и скульптура частных керамических производств и предметы, произведенные на Императорском фарфоровом заводе. Особенно интересна большая коллекция изделий из фарфора и фаянса, выполненных на заводе Н.Б.Юсупова в Архангельском (более 400 предметов). Количество выпускаемой здесь посуды не было велико, поэтому в настоящее время изделия из Архангельского редко встречаются в музейных собраниях.

Поселяне под деревом. Мейсен. XIX в.
«Поселяне под деревом». Мейсен. XIX в.

 Предметы из чайно-кофейного сервиза. Мейсен. 2- я треть XVIIIв.
Предметы из чайно-кофейного сервиза. Мейсен. 2- я треть XVIIIв.

Предметы из чайного сервиза- «Антиковый». Фарфоровый завод Юсупова. 1824-1829 гг.
Предметы из чайного сервиза- «Антиковый». Фарфоровый завод Юсупова. 1824-1829 гг.

Состав и художественные достоинства отличают коллекцию старинной мебели. Разнообразие стилевых признаков и времени производства (как целых гостиных гарнитуров, так и отдельных образцов корпусной мебели) простирается от рококо до историзма и модерна.

Музей располагает собранием резной золоченой мебели кон. XVIII в. и весьма редкой - серебрёной - нач. XIX в., предметами обстановки из красного дерева периода классицизма, из карельской березы и тополя - эпохи ампира. Наряду с предметами, сделанными в известных мастерских Москвы и Петербурга, в Архангельском хранятся вещи работы крепостных мебельщиков князя Н.Б.Юсупова. Особый интерес представляет группа предметов, выполненных мастерами Столярной мастерской села Архангельского.

Предметы, украшенные шитьем и вязанием, из бисера. Россия. 1- я половина XIX в.
Предметы, украшенные шитьем и вязанием, из бисера. Россия. 1- я половина XIX в.

Дворец, театр, жилые флигели для гостей при оранжереях и другие постройки усадьбы Архангельское некогда освещали и украшали свечные и масляные светильники. В составе прекрасной коллекции осветительных приборов сер. XVIII - XIX вв. особое место занимают канделябры и подсвечники из золоченой бронзы в стиле Людовика XVI, созданные французскими мастерами.

Светильники-жирандоли из бронзы и стекла русской работы последней трети XVIII в, предназначались для парадных апартаментов. Украшенные изящным хрустальным убором и деталями из цветного стекла, они напоминают маленькие фонтаны. Очень близки к ним по композиции люстры и фонари конца XVIII века.

Канделябры с фигурой нимфы. Париж. 1780-е гг.
Канделябры с фигурой нимфы. Париж. 1780-е гг.

Коллекция часов интересна и для ценителей художественной отделки, и для любителей естественнонаучной истории, знатоков палеомеханики. Оригинальны изделия русских часовых фабрик рубежа XVIII - XIX вв. и 1-й пол. XIX столетия, в частности, знаменитой фабрики в Купавне. В коллекции научных приборов - Земной глобус 1806 г. английского мастера Дадли Адамса, три телескопа западноевропейской работы конца XVIII в., октант и барометр, изготовленные в России.

Часы каминные
Часы каминные "Колесница", Париж, 1798-1804 гг.

Подсвечник. Россия, 1-я треть XIX века. Часы настольные. Австрия., 1-я треть XIX века.. Пресс-папье, Франция, 1-я четв. XIX века.
Подсвечник. Россия, 1-я треть XIX века. Часы настольные. Австрия., 1-я треть XIX века.. Пресс-папье, Франция, 1-я четв. XIX века.

Юсуповская коллекция старинных экипажей насчитывала 11 карет и экипажей 2-й трети XVIII - нач. XIX вв. Эти редкие средства передвижения бережно хранили, а с 1850 г. выставляли в Каретной галерее в западном флигеле Большого дома.

Карета для парадных выездов И.М.Юсуповой. Германия (?). 2- я четверть XVIII в.
Карета для парадных выездов И.М.Юсуповой. Германия (?). 2- я четверть XVIII в.

Мемориальное значение карет было связано со знаменитыми предками и коронационными торжествами русских императоров. В собрании музея находятся уникальные произведения седельных дел мастеров - роскошная массивная карета для парадных выездов, принадлежавшая матери Н.Б.Юсупова Ирине Михайловне; двухместная карета эпохи Павла I; и дорожный дормез, в котором путешествовали современники Карамзина и Пушкина.