English  |  Русский

Музей в Архангельском

В 1828 г. в «Описании Москвы», составленном членом геологического общества Франции и секретарем императорского общества натуралистов Москвы Ж. де Лаво, Архангельское названо «великолепной деревней», которая «собрала всё, что может придать очарования досугам вельможи». Автор отметил, «насколько Архангельское богато местными природными красотами, настолько же оно замечательно выбором произведений искусства, которые содержит».

Начало музею в усадьбе было положено князем Н.Б.Юсуповым. Коллекции живописи, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, многотомная библиотека бережно сохранялись потомками князя. В 1900 г. последняя владелица Архангельского Зинаида Николаевна Юсупова в своем Завещании писала: «...в случае внезапного прекращения рода... все наше движимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами... завещаем в собственность Государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества...».

Этот документ сыграл важную роль в сохранении коллекций. В годы революции бывшие служащие имения по собственной инициативе взяли усадьбу под опеку, добились предоставления охранной грамоты от Военно-революционного комитета г. Москвы на дворец и его коллекции. 23 октября 1918 г. вышел декрет «О национализации имений Архангельское, Останкино и Кусково», и 1 мая 1919 г. музей в усадьбе открылся для посетителей.

Первой его заведующей была назначена Вера Авенировна Фревиль (с 1919 по 1927). В те годы наиболее ценные произведения вывозились из усадеб, и главной задачей сотрудников «Архангельского» стало сохранение художественных коллекций. К 1929 г. удалось воссоздать облик парадных залов дворца, максимально приблизив их ко времени расцвета усадьбы.

Бойцы Красной Армии в Красном санатории в Архангельском. 1920-е гг
Бойцы Красной Армии в «Красном санатории» в Архангельском. 1920-е гг

Книга для гостей. 1925 г
Книга для гостей. 1925 г

Был восстановлен зал Тьеполо и частично реконструирована обстановка Парадной спальни. Благодаря самоотверженным усилиям директора музея Алексея Александровича Найдышева (с 1927 по 1936) в Архангельское вернулись многие уникальные произведения живописи юсуповского собрания, вывезенные владельцами в Петербург.

В 1920-е гг. на первый план в деятельности музея было выдвинуто изучение творчества крепостных: экспозицию музея дополнил раздел о деятельности живописной мастерской и фарфоро-фаянсового завода в Архангельском, на которых трудились крепостные мастера. Один из флигелей дворца служил «для нужд детской колонии», флигель лавровой оранжереи - для постановки спектаклей, в здании храма-усыпальницы обосновался клуб архангельской ячейки РКСМ. В 1928 г. все арендаторы были вытеснены из усадьбы домом отдыха Мосздравотдела, а в 1933 г. Архангельское было передано Наркомвоенмору.

 Экспозиция Барщина и Дворовые. 2-й этаж дворца . 1930-е гг.
Экспозиция "Барщина" и "Дворовые". 2-й этаж дворца . 1930-е гг.

На месте разобранных оранжерей и жилых флигелей над Москвой-рекой в 1934 г. по проекту архитектора В.А.Апышкова начали строить корпуса санатория, Гармоничное единство усадьбы оказалось утраченным навсегда: изменились пропорции ансамбля, исчезла единая перспектива, открывавшая вид от дворца на замоскворецкие дали. Не дожидаясь окончания строительства корпусов санатория (1937), решено было как можно скорее принять отдыхающих. Для этого в капитально переоборудованных придворцовых флигелях были устроены спальни для отдыхающих; в усадьбе открылся дом отдыха РККА.

 Большой партер в1930-е гг
Большой партер в1930-е гг

В 1934 г. был закрыт храм Архангела Михаила, а его настоятель, протоиерей Николай Виноградов, в 1938 г. расстрелян. До 1964 г. здание использовалось для нужд санатория, и только после научной реставрации ему был возвращен первоначальный облик. В открытом здесь филиале музей устроил несколько выставок древнерусской живописи, В июле 1994 г. в храме возобновились службы, и ныне он находится в совместном пользовании музея и православной общины поселка Архангельское.

Санаторий Архангельское. Конец 1930-х гг.
Санаторий «Архангельское». Конец 1930-х гг.

Римские ворота, Конец 1930-х гг
"Римские ворота", Конец 1930-х гг

Несмотря на все перипетии истории музей в Архангельском сохранился. Уцелели главные архитектурные сооружения, большая часть интерьеров дворца, основная часть парка. Более 60 лет (с 1934 по 1996) музей жил и работал под началом военного ведомства, получая методическую помощь от музейного отдела Наркомата просвещения, а позже Министерства культуры РСФСР.

Во второй половине 1930-х гг. музей продолжал развивать главные направления своей деятельности: хранение, реставрацию и популяризацию произведений искусств. Реставрировалась живопись из коллекции музея, театр и знаменитые декорации П.Гонзага. К западу от храма Архангела Михаила в результате раскопок 1939 г. было обнаружено древнее поселение, относящееся к Дьяковской культуре. Во время Великой Отечественной войны директор музея Иван Михайлович Починовский (с 1936 по 1954) приложил значительные усилия, чтобы эвакуировать коллекции на Урал.

Зимой 1943 г. они возвратились в Архангельское из Верхнего Невьянска. Сотрудники музея откапывали и устанавливали на свои места парковую скульптуру, к концу 1945 г. частично восстановили экспозицию первого этажа дворца, и первые посетители вошли в его залы.

Десять послевоенных лет - время больших реставрационных работ в Архангельском. Вся тяжесть забот о восстановлении усадьбы легла на коллектив и директора музея. Память старожилов хранит легенду о том, что И.М.Починовский умер в больнице села Ильинского с ключами от дворца в руках.

С каждым годом росла популярность и посещаемость музея: в 1960 г. в усадьбе побывало более 130 тысяч человек. В это время коллектив возглавлял Виктор Владимирович Познанский (с 1954 по 1966). Продолжалась реставрация экспонатов, выходили из печати издания, посвященные истории и коллекциям Архангельского. Открытие в конце 1960-х гг. экспозиций и выставок в Колоннаде и храме Архангела Михаила и завершение реставрации театра оживили всю работу музея.

В 1968 г. было торжественно отмечено 150-летие театра в Архангельском. На сцене, украшенной декорациями Гонзага, состоялось концертное исполнение оперы Евстигнея Фомина «Орфей».

Под руководством директора музея Валерия Леонидовича Рапопорта (с 1967 по 1983) сложился творческий коллектив научных сотрудников - хранителей фондов, систематизировались и изучались коллекции, совместно с коллегами из родственных музеев-усадеб создавались выставки, проводились научные конференции, увеличился и штат экскурсоводов.

К началу 1970-х гг. поток экскурсантов превысил 400 тысяч человек в год. Усадьбу всегда посещали видные политики и деятели культуры. В «Книге для гостей», начатой еще в 1884 г., оставили свои автографы и последний император России Николай II, и многие знатные вельможи, и выдающиеся музыканты, художники, например, Валентин Серов. В советское время свои отзывы в «Книгу» внесли военачальники - М.Н.Тухачевский, В.К.Блюхер, К.Е.Ворошилов, крупнейшие мастера культуры - Павел Корин, Всеволод Мейерхольд, Алексей Щусев, Владимир Гиляровский, Игорь Стравинский, Леонид Леонов и многие другие. 7 сентября 1994 г. в «Книге для гостей» оставила запись Ксения Сфири, внучка князя Феликса Юсупова и дочь графа Николая Шереметева. Она посетила Архангельское спустя 75 лет после отъезда своих предков из России. В 1980 г. музей «Архангельское» был включен в культурную программу летних Олимпийских игр в Москве: в Овальном зале дворца состоялись концерты Святослава Рихтера и Андрея Гаврилова, ставшие знаменательным событием в истории усадьбы. На следующий год в Архангельском начались большие работы по восстановлению первоначального облика парка. Огромные старые, отжившие свой век деревья, которые скрывали планировку партеров, сменили молодые липы. Постепенно парк стал похожим на тот, что существовал при Н.Б. Юсупове в период расцвета усадьбы. Реконструкция регулярного парка в Архангельском, осуществленная по проекту проф. В.А.Агальцовой, стала первым в нашей стране опытом восстановления исторических объектов садово-паркового искусства.

Экскурсанты в залах дворца 1980-е
Экскурсанты в залах дворца 1980-е

В ноябре 1985 г. музей-усадьба «Архангельское» был закрыт на реставрацию. Хранителям предстояло освободить дворец, переместить экспонаты в специально оборудованные фондохранилища, проверить коллекции, провести серьезные архивные исследования для научной реставрации сооружений и воссоздания облика усадьбы.

Концерт в Архангельском
Концерт в Архангельском

Эти работы легли на плечи небольшого коллектива сотрудников музея и его директора Светланы Ивановны Фильцевой (с 1986 по 1996). Однако из-за отсутствия должного финансирования реставрационные работы, которые планировалось закончить к 1995 г., все время прерывались и не завершены до сих пор.

В январе 1997 г. музей был передан из подчинения Министерства обороны Российской Федерации в ведение Министерства культуры и приобрел статус памятника федерального значения. Коллектив во главе с Владимиром Владимировичем Длугачем (с 1997) разработал новую Концепцию развития музея-усадьбы.

Усадьба Архангельское. 2000 г.
Усадьба Архангельское. 2000 г.

В число ста особо ценных объектов, находящихся под охраной Всемирного фонда памятников, вошел театр Гонзага. В результате изучения архивных материалов, натурных обследований были обоснованы и утверждены зоны охраны историко-культурной территории имения Архангельское, созданы проекты для реставрации памятников архитектуры. Удалось возобновить и сами реставрационные работы в Большом доме, театре, храме-усыпальнице, Конторском флигеле, Кладовой над оврагом. Вновь открылся для посетителей парк. Место основной экспозиционной площадки музея временно занял Конторский флигель, где посетители начали знакомиться с историей и коллекциями усадьбы. В Кладовой над оврагом проходят выставки современных художников и научные конференции. В здании храма-усыпальницы экспонируются полотна знаменитых Дж.Б.Тьеполо и Ю.Робера, звучит классическая музыка. С мая по сентябрь Парадный двор Большого дома превращается в концертный зал. Проходят годы, но Архангельское неизменно влечет к себе.

Тысячи людей стремятся сюда, чтобы увидеть воспетые А.С.Пушкиным дворец и парк, ощутить притягательную силу искусства старых мастеров.

В июне 2008 г. Архангельское отмечает 190-ю годовщину открытия знаменитого усадебного театра, в сентябре - 190-летие «фарфорового заведения». 2009-й год знаменуют 225-летие со дня закладки Большого дома и 90-летие музея.

Архангельское живет вопреки трудностям современной жизни и всегда ждет своих посетителей.