English  |  Русский

Село Архангельское

Еще в первой трети XIX в, путь из столицы в Архангельское пролегал через брод на Москве-реке, что в деревне Захарково, на главную улицу старинного села. При Н.Ф. Юсупове село разрослось, и вдоль большого Житного двора пришлось проложить еще одну улицу с Хлебным магазином и Домом для приезжающих. От парадной части усадьбы село было отделено Липовой аллеей.

П.А.Шестаков (?). Вид улицы в Архангельском. Середина XIX в
П.А.Шестаков (?). Вид улицы в Архангельском. Середина XIX в

Самое древнее сооружение села Архангельского - каменный храм, выстроенный в 1660-е гг, и давший название имению. Его строительство приписывают крепостному каменных дел мастеру Павлу Сидоровичу Потехину. Стоящая на высоком берегу Москвы-реки церковь Архангела Михаила издали видна при подъезде к усадьбе.

Невысокая, без подклета, с крытой лемехом главкой-луковицей и двумя приделами - Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи - она живописно выделяется на фоне соснового бора причудливой игрой архитектурных объемов. Внутреннее убранство церкви просто и строго: побеленные стены и кирпичные, уложенные «в елку» полы, низкие с каменными связями своды.

В 1820-е гг. небольшой южный придел Иоанна Предтечи увеличили, а с западной стороны к церкви пристроили галерею. Колокольня, сначала деревянная, а затем из камня, была возведена к западу от храма. На ней разместили не только колокола, но и часы (до наших дней сохранился только фундамент сооружения). В 1826 г. создание храмового комплекса было завершено строительством Глинобитной ограды с аркой посередине и деревянными башенками по сторонам.

Дорога к церкви Архангела Михаила начинается Святыми воротами, возведенными в 1824 г. Е.Д.Тюриным. В проекте архитектора между колоннами, украшающими пилоны этой монументальной арки, стояли статуи святых, а над аттиком возвышался Крест и фигуры ангелов.

Е.Д.Тюрин. Святые ворота. 1824 г.
Е.Д.Тюрин. Святые ворота. 1824 г.

В конце 1820-х гг. основу села составляли Конторский флигель, Хлебный магазин, Кладовая над оврагом. Дом для приезжающих, жилища мастеровых и мастерские, Богадельня и Больница для крестьян. Некоторые из этих строений появились в Архангельском еще в конце XVIII в. и неоднократно изменяли свой внешний облик. Следы псевдоготики можно проследить в стрельчатых формах окон Дома для приезжающих и разделке каменных стен Кладовой над оврагом. В 1810-е гг. Конторский флигель перестроили в стиле классицизма, и легкий портик, сооруженный на фасаде со стороны старинного въезда в усадьбу, придал постройке сходство с архитектурой парадной части Архангельского. В те же годы архитектор О.И.Бове попытался объединить разностильные сооружения в своеобразный ансамбль, соорудив над глинобитной оградой церкви Архангела Михаила, Кладовой над оврагом, Конторским флигелем, новым зданием Больницы деревянные башенки, простоявшие, однако, лишь несколько десятилетий. Благодаря этим декоративным элементам село Архангельское уже при подъезде виделось подобием диковинного европейского городка и отличалось от привычного облика.

 Кокошники и глава храма Архангела Михаила
Кокошники и глава храма Архангела Михаила

Конторский флигель являлся центром хозяйственной жизни Архангельского. Здесь располагалось ведомство управляющего имением: контора получала распоряжения из московской канцелярии и давала указания по всем работам в имении; писари оформляли приходо-расходные книги, документы по строительству и уходу за парком, работе фабрики по пряже козьего пуха и мастерских по росписи фарфора и огранке хрустальной посуды... Теперь в помещении флигеля - экспозиции и выставки из фондов музея-усадьбы.

 Конторский флигель
Конторский флигель

Каменная кладовая, выстроенная еще в XVIII в. на склоне у Москвы-реки, служила хозяйственным складом, а своими фундаментами сдерживала разрастание проходящего под ней оврага. В наши дни в этом здании расположен лекционный зал, проходят научные конференции, концерты, выставки.

 Кладовая над оврагом
Кладовая над оврагом

У дороги, идущей от Святых ворот к Липовой аллее, стоит Домик для приезжающих - одноэтажное деревянное здание с мезонином, в котором могли останавливаться приезжавшие в усадьбу архитекторы, мастера по производству фарфора, живописцы, расписывавшие Большой дом.

 Дом для приезжающих
Дом для приезжающих

Несохранившиеся сооружения села известны по документам и рисункам, хранящимся в собрании музея: это хлебный магазин, служивший хранилищем зерновых культур; мастерские, в которых крестьянских детей обучали искусству живописи и росписи по фарфору. Там, где ныне стоит храм-усыпальница, прежде располагался житный двор с амбарами, конюшней и каретными сараями.